Штаб на связи!

Telephone number of 1 +7 (3952) 25-16-17
Telephone number of 1 +7 (3952) 76-75-54
Telephone number of 1 +7 (3952) 72-87-44

Голосования

На какую смену в лагере вы хотели бы попасть больше всего?
 



Полезные товары

р.170.00

Морские узлы
Морские узлы часть 1 PDF Печать E-mail
Автор: Андрей Марков   
11.02.2011 20:51

Беседочный узел. Булинь, Годенный узел, король узлов.
0

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В нашем морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь.

 
Морские узлы PDF Печать E-mail
Автор: Андрей Марков   
11.02.2011 20:28

Гачный узел (рис. 105).

          

     Рис. 105. Гачный узел

 

Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, ис­пользуя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле за­ложена большая мудрость. При нагрузке на коренной ко­нец ходовой конец троса прижимается к внутренней сторо­не шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, де­ржит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно про­ходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не отравился, ходовой конец прихватывают вре­менной схваткой к коренному.

Используя принцип гачного узла, можно без троса под­нять на гаке мешок, если его горловина позволяет обернуть ее один раз вокруг спинки гака.

Гачный узел со шлагом (рис. 106).

При подъеме груза на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинар­ным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом (см. рис. 106). Это намного увеличивает надежность подъема груза.

Рис. 106. Гачный узел со шлагом                           Рис. 107. «Кошачья лапа»

«Кошачья лапа» (рис. 107).

Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется «The Cat's Paw», что следует переводить как «кошачья лапа». Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть «кошачьи лапки», хотя по-анг­лийски существительное «Paw» (лапа) стоит в единствен­ном числе, а не во множественном (Paws). Действительно, завязанный узел похож на лапу кошки. Этот узел приме­няют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины. Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца — получаются две небольшие петли, каждую из ко­торых одновременно перекручивают наружу несколько раз в зависимости от того, на сколько нужно уменьшить строп. Потом петли сближают и надевают на гак. «Кошачья лапа» не зажимается намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.

Бочечный узел (рис. 108).

 

Рис. 108. Бочечный узел

 

Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положе­нии. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в сторо­ны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним кон­цом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющей цилиндрическую форму. В быту им Можно быстро обвязать бидон или бак без ручки.

Мешочный узел (рис. 109).

 

А Рис. 109. Мешочный узел

 

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному — в меш­ках, рундуках и «чемоданах». Например, по традиции во­енного королевского флота Великобритании одежда матро­сов хранилась исключительно в парусиновых мешках дли­ной 3 фута с диаметром круглого днища 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в куб­рике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые «чемоданы», сшитые из серой парусины № 6. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюй­ма, шириной 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от че­тырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезенто­вые мешки английских военных матросов имели 12 лювер­сов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, кото­рым завязывали их мешочным узлом.

Сваечный узел (рис. 110).

 

 

Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова «свайка», которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, используемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов, а также выполне­ния других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто ра­ботает с тросами, сваечный узел имеет очень важное зна­чение. Он применяется при обтягивании линя или шки-мушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом. (В этом деле свайка служит рычагом.) Им же пользова­лись, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе.

Помимо этого, сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различ­ным инструментам, имеющим рукоять, когда их необходи­мо передать работающим на мачте или за бортом. Сваеч­ный узел крепко обхватывает передаваемый предмет, и по­следний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битен­гам, удобно крепить к кольям и столбам веревочное ограж­дение, делать мостки.

Амфорный узел (рис. 111).

 

Рис. 111. Амфорный узел

 

Для жителей древнего Сре­диземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и пр. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя: амфоры зарывали острием в песок. При перевозке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды без риска лишиться их цен­ного содержимого. Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать вели­колепную веревочную ручку для переноса бутыли, кувши­на и вообще любого сосуда с небольшим выступом на гор­лышке.

Гинцевый узел (рис. 112).

Рис. 112. Гинцевый узел

 

Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гин-цевый узел. На парусных кораблях гинцевый узел приме­нялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фа-ла или при ввязывании ходовых концов топенантов ниж­них реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали ходо­вой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходового конца, продевали клевант или свайку между стро­пом и брам-фалом. Такой способ крепления троса в строп или в коуш прост, надежен и может быть применен на се­редине троса. Его можно рекомендовать современным таке­лажникам и строителям.

Колышка («баранья нога») (рис. 113).

 

Рис. 113. Колышка («баранья нога»):

а - первый способ вязки; б — второй способ вязки; в — «баранья нога» со сваечными узлами; г — принцип действия «бараньей ноги»

 

В английском морском языке этот узел называется «Sheepshank», что означает «баранья ляжка». Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют «узлом для укорачивания троса».

Известный  русский  капитан  дальнего  плавания В. В. Бахтин в своем «Объяснительном морском словаре», изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел назы­вает «колышкой». Может быть, не стоит нарушать тради­ции старой русской морской терминологии и вернуть узлу его прежнее наименование?

Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе. Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов или брам-бакштагов и фордунов, когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки разрезают трос при исключительных обстоятельст­вах. А если, например, на судне требуется для какой-ни­будь работы 25 метров троса, а под рукой есть свободный кусок длиной 40 метров, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную «баранью ногу» одним из двух способов (рис. 113, а, б). Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (рис. 113, б).

Его используют и в тех случа­ях, когда при ответственной операции с тросом (как, на­пример, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочно­сти: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на рис. 113, г, не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опас­ность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или при вязке узла прикрепить петли к коренным концам схватками.

Олимпийский узел (рис. 114).

Его назвали олимпий­ским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен «золотого века паруса» — расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. На ан­глийском морском языке название этого узла весьма сенти­ментально — «Два сердца, бьющиеся как одно». Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжет­ся он не сложнее топового (см. рис. 80). Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему прямому назначе­нию — укоротить на время трос.

        Рис. 114. Олимпийский узел                               Рис. 115. «Мартышкина цепочка»

«Мартышкина цепочка» (рис. 115).

Назначение этого узла то же самое — на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль. Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено «цепочки» нужно вложить свайку или клевант или пропу­стить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно раз­вяжется.

На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной ру­ки. Делается это следующим образом. Отступя примерно 10 сантиметров от края ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5—6 сантиметров. Удерживая пересече­ние троса на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки — большой, указательный и сред­ний. Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиками указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только вы вытянули оче­редную петлю, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д. Вязка каждого звена «мартышкиной цепочки» занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров троса полу­чается 1 метр «цепочки»). Свойство «мартышкиной цепоч­ки» быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.

Лучниковская петля (рис. 116).

Некоторые знатоки уз­лов называют ее «турецким узлом». Это один из древней­ших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение — регулировать натяжение тетивы лука.

Как известно, тетива почти любого лука никогда не ос­тается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных при­чин, например, от влажности воздуха и его температуры. Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дере­ва или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле — тетива натянулась, сидел охотник с луком у кост­ра — тетива ослабла и т. д. Одним словом, ее нередко при­ходилось регулировать, и делалось это не столько за счет сгибания самого лука, сколько за счет особой дополнитель­ной жилы с одного конца лука.

             Рис. 116. Лучниковская петля                           Рис. 117.Крабья петля

Крабья петля, или затягивающийся огон (рис. 117).

Особенность этого узла состоит в том, что он может рабо­тать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатя­гивающаяся петля. Если концы крабьего узла в точках, от­меченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в раз­ные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на треть­ем справа положении на рисунке, узел больше не затягива­ется, его петля становится постоянной.

Кабестановая петля (рис. 118).

               

Рис. 118. Кабестановая петля

 

По своему принципу этот узел такой же, как и предыдущий крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затягивающейся петли превращается в незатягивающуюся петлю.

Французское слово «кабестан», попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин «шпиль» — вертикальный одинарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швар­товов. Видимо, этот узел применялся на тросах при рабо­тах со шпилем.