Штаб на связи!

Telephone number of 1 +7 (3952) 25-16-17
Telephone number of 1 +7 (3952) 76-75-54
Telephone number of 1 +7 (3952) 72-87-44

Голосования

На какую смену в лагере вы хотели бы попасть больше всего?
 



Полезные товары

р.170.00
р.150.00
Вы экономите: р.20.00

Для связывания двух тросов
Узлы для связывания двух тросов PDF Печать E-mail
Автор: Андрей Марков   
11.02.2011 04:39

Дубовый узел (рис. 20).

Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение расти­тельных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, за­вязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качест­ва — это скорость, с которой его можно завязать, и надежность.

Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступя 15—20 сантиметров от краев, завя­зать простым узлом оба конца как одно целое.

Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тро­сы и леску: на них он ползет.

Фламандский узел (рис. 21).

 

 

Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соеди­нения двух тросов как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. Сущест­вует два способа вязки этого узла.    Первый показан на схеме.

 

Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов

сделайте восьмерку (см. рис. 3). Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и по­вторите фигуру «8», завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за ко­ренные концы тросов.

Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они при мерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите вось­мерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тро­сов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудоб­ство второго способа вязки фламандского узла.

Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме то­го, он обладает превосходным качеством — не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Водяной узел (рис. 22).

 

Рис. 22. Водяной узел

 

 

Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной кон­цы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел (см. рис. 20), но вместо одного обноса коренного кон­ца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая — снизу, как это показано на схеме (см. рис. 22).

Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.

Бабий узел (рис. 23).

                                

 

Рис. 23. Бабий узел:

схема вязки; б — превращение бабьего узла в простой штык

 

 

Оговоримся заранее, что этот узел автор поместил в книге умышленно, в качестве примера для объяснения принципа других морских узлов.

Бабий узел... Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла! Чего не должны делать моряки, так это завязывать бабий узел. Флотский человек, незадачливо завязавший этот узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами: мол, позор для флота! Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, ког­да им требуется что-нибудь привязать, связать или обвя­зать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных мор­ских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней.

Бабий узел представляет собой два полуузла, завязан­ных последовательно один над другим в одну и ту же сто­рону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, сколь­зить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может со­скользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые ве­ревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться.

В нашей стране свое название этот узел получил в свя­зи с тем, что испокон веков женщины завязывали им кон­цы головных платков (для этой цели он очень удобен). За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «те­лячьим», «ложным», «салаговым» узлом.

Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей ра­боте моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отри­цательных качеств (скользить и не поддаваться развязыва­нию), они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык (см. рис. 10) — в один из самых простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с суд­на на берег и сделать это непосредственно у пала или по­дать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за при­чальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается пет­ля, ходовой конец троса связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за корен­ную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Автору этой книги не один раз доводилось видеть, как таким образом швартуются малые моторные боты и рыбац­кие суда в портах Персидского залива, Японии и Карамандельского побережья Индии.

«Тещин» узел (рис. 24).

                        

               Рис. 24. «Тещин» узел

 

Удивительно, но факт. Некото­рые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый «тещин» узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые кон­цы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали.

«Тещин» узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах. Автор поместил его в книге с целью показать, как не надо завязывать узлы. Тем не менее из этого опасного узла можно сделать прекрасный узел, нося­щий название «травяной» (см. рис. 31).

Прямой узел (рис. 25).

А Рис. 25. Прямой узел:

а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ

г — морской способ развязывания

 

 

Этот замечательный узел досто­ин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологиче­ские находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древ­ние греки и римляне называли его Nodus Hercules — гер­кулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязан­ных один над другим в разные стороны. Это обычный, са­мый простой способ его вязки (рис. 25, а).

Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глу­бокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют пря­мой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завя­зывают его особым, удобным им способом (рис. 25, а).

Автор книги берет на себя смелость заявить, что в тол­ковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключе­ния отечественных изданиях, была допущена грубая ошиб­ка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».

Вот что сообщают нам о прямом узле современные мор­ские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.

«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его быва­ет очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в ат­ласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелаж­ные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. З): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягива­ет. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».

Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегод­няшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привя­зывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. рис. 94) брали рифы на ма­лых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.

Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебни­ках по морской практике, изданных в нашей стране в про­шлом веке, узел, о котором идет речь, имел два назва­ния — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской сло­варь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Пе­тербурге в 1894 году (с. 265—266): «Прямой узел или ри­фовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых уз­лов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».

Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел пря­мой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину уз­ла не заложить клевант) он так затягивается, что его нель­зя будет развязать и придется резать».

Совершив экскурс в старые и современные энциклопе­дии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать сле­дующее.

В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется «The Reef Knot» — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» (The Square Knot) ввел в английский морской язык американ­ский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым мат­росом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матро­сом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говоря­щие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наи­более распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же «The Reef Knot» — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — «Rabandsknop», датча­не и норвежцы — «Raabandsknob».

Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия ри­фов. Вот что говорится об этом в одном из лучших англий­ских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является ри­фовый, или прямой, узел. Он применим во многих случа­ях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».

Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду лег­кости, с которой его можно раздернуть».

То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. рис. 94), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто «The Reef Knot», a «The Slipped Reef Knot» (скользящий рифовый узел) или «The Draw Knot» и «The Half Bow Knot». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot».

Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характерис­тике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать»? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кис­ти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные сторо­ны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в ле­вую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачи­вает все свои свойства. Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно по­тянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец -Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец впра­во, за коренной тяните влево и наоборот.

При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставлен­ного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходо­вых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, ре­зать трос не нужно.

Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характе­ристика прямого узла, появившаяся по непонятной причи­не за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по мор­ской практике и такелажному делу пересмотреть толкова­ние самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.

Видимо, только в нашей стране к этому узлу существу­ет необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубежде­нием. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».

В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее:

«Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначе­ние — им связывали риф-сезни парусов, когда брали ри­фы. Прежде моряки никогда не применяли его для связы­вания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пи­шет: «Этот узел, примененный для связывания двух тро­сов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».

Не очень восторженно отзывался о прямом узле извест­ный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская прак­тика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней... Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не мо­жет быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».

К сожалению, многие составители различных руко­водств и пособий для такелажников, строителей, пожар­ных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте свя­зать два капроновых троса «примерно одинаковой толщи­ны» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приве­дет к трагедии.

И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, за­метим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», пото­му что именно «геракловым узлом» молодые римлянки за­вязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, со­гласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.

Воровской узел (рис. 26).

 

 

С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла (см. рис. 25) и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по ди­агонали. Воровской узел, как и бабий, и «тещин» узлы, по­казаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для свя­зывания двух тросов.

Любопытно происхождение названия «воровской узел». Оно появилось на английских военных кораблях в начале XVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основ­ном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Ме­шок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному ра­циону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее — узел, который моряки стали называть во­ровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ог­рабленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение узла, как и его название, связаны с флотом.

Хирургический узел (рис. 27).

 

         

Рис. 27.

Хирургический узел

 

 

Как уже рассказывалось в начале этой книги, узлы издавна применялись для раз­личных целей не только в морском деле, но и в медицине. Ими до сих пор пользуются хирурги для завязывания ни­тей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. В наши дни медицина еще не отказалась от применения узлов, и врачи умело их используют.

При полостных операциях хирургам приходится накла­дывать швы из кетгута (особого материала, получаемого из слизистого слоя кишок барана или овцы), который через 3—4 недели рассасывается. При завязывании кетгут сколь­зит, и, делая на нем узлы, хирурги пользуются особыми зажимами.

При микрохирургических операциях медики пользуются чрезвычайно тонким шовным материалом — синтетической нитью в 10—200 раз тоньше человеческого волоса. Завязать такую нить можно только при помощи специальных зажимов под операционным микроскопом. Эти нити ис­пользуют при сшивании стенок кровеносных сосудов, на­пример при реплантации пальцев кисти, при сшивании от­дельных нервных волокон. В основном применяют бабий, прямой, выбленочный, хирургический узлы и так называе­мый узел «констриктор», о котором будет рассказано позже.

При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые по­сле этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязыва­ют, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В ре­зультате получается узел, очень схожий с прямым. Прин­цип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел.

Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необхо­димость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на ве­ревке, не отпуская руками ее концов, приходится прижи­мать коленом.

Академический узел (рис. 28).

 

 

Он очень схож с хирур­гическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полу у зла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя — прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут на­встречу друг другу и снова обносят их дважды. Иными сло­вами, внизу два полуузла и вверху два полуузла, но завя­занных в противоположную сторону. Это дает академичес­кому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.

Плоский узел (рис. 29).

 

А Рис. 29. Плоский узел:

а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

 

Название «плоский узел» попа­ло в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный француз­ский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пень­ковые канаты и швартовы.

Имея восемь переплетений, плоский узел никогда силь­но не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложе­ние последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки это­го узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных хо­довых концов к коренным или полуштыками на их концах (рис. 29, а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (рис. 29, б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тро­сах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда на­грузка снята. Второй способ вязки применяется для связы­вания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сна­чала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не пере­крутился. После этого, когда на связанный трос дана на­грузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.

Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплете­ний тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-раз­ному — существует 28 = 256 различных вариантов его за­вязывания. Но практика показывает, что далеко не каж­дый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тро­сов, предназначенных для сильной тяги. От изменения по­следовательности пересечения связываемых тросов в пло­ском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть из­менить эту последовательность, как узел получает дру­гие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской прак­тике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев не­правильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с автор­ских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут ра­зобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверен­ная и опробированная практикой. Другие допустимые ва­рианты этого узла автором умышленно не приводятся, что­бы не распылять внимания читателя и не дать ему возмож­ности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для како­го-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без ка­ких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тро­сов (даже стальных, на которые будет приложено значи­тельное усилие, например при вытаскивании трактором за­стрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Кинжальный узел (рис. 30).

 

А Рис. 30. Кинжальный узел

В зарубежной практике та­келажного дела этот узел считается одним из лучших уз лов для связывания двух растительных тросов большого ди­аметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма ком­пактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде цифры «8» сверху коренного конца. После этого вытянутый ходовой конец второго троса про­деть в петли, пропустив под среднее пересечение восьмер­ки, и вывести над вторым пересечением первого троса. Да­лее ходовой конец второго троса нужно пропустить под ко­ренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмер­ки, как указывает стрелка на схеме рис. 30. Когда узел за­тянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если осла­бить одну из крайних петель.

«Травяной» узел (рис. 31).

 

 

Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может выдержи­вать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла — полуштыки чу­жими концами (рис. 31, а).

Иногда нам приходится связы­вать два ремня или две ленты, ну, скажем, вожжи. Для этой цели «травяной» узел очень удобен (рис. 31, б). Его можно завязать, изменив немного «тещин» узел (см. рис. 24) или начав с полуштыков, как это показано на схеме (см. рис. 31, а). При затягивании «травяного» узла за ко­ренные концы узел перекручивается и принимает другую форму. Когда он затянут окончательно — два ходовых кон­ца смотрят в одну сторону.

Пакетный узел (рис. 32).

Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он" прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакет­ный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему.

 

Рис. 32. Пакетный узел

Рис. 33. Рыбацкий узел

 

 

Рыбацкий узел (рис. 33).

В России этот узел издавна имел три названия — лесовый, рыбацкий и английский. В Англии его называют английским, в Америке — речным или водницким узлом.

Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать про­стой узел. Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел.

Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко за­тягивается, что практически его уже не развязать. Он ши­роко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.

Змеиный узел (рис. 34).

Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических ры­боловных снастей. Он имеет достаточно много переплете­ний, симметричен и сравнительно компактен, когда затя­нут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Для этого место связки струны нужно тща­тельно обезжирить и покрыть шеллаком.

Змеиный узел можно с успехом применять для связыва­ния двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.

 

Рис; 34. Змеиный узел              Рис. 35. Ткацкий узел

 

 

Ткацкий узел (рис. 35).

В ткацком деле насчитывается примерно два десятка оригинальных узлов для связывания оборвавшейся нити пряжи и для подключения новых кату­шек. Главные требования, предъявляемые спецификой про­изводства к каждому ткацкому узлу, — это быстрота, с ко­торой можно его завязать, и компактность узла, обеспечи­вающая свободное прохождение нити через станок. Опыт­ные ткачи поистине виртуозы по вязке своих хитроумных узлов! Они связывают оборвавшуюся нить буквально за се­кунду. Им приходится это делать, не останавливая станка. Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания, чтобы в случае обрыва нити обес­печивалась бесперебойная работа ткацких станков.

Некоторые из ткацких узлов имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от последних способом завя­зывания. Несколько ткацких узлов уже давно были заим­ствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат.

Ткацкий узел, изображенный на рис. 35, можно назвать «родным братом» шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в крен­гельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вя­жется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Поистине это воплощение надежности и простоты.

Разносторонний узел (рис. 36).

 

Рис. 36. Разносторонний узел

 

Этот узел сродни ткац­кому по своему принципу. Разница лишь в том, что в за­вязанном узле ходовые концы смотрят в разные стороны — это очень важно при связывании нитей пряжи. Ни по про­стоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и так же быстро завязывается. Этот узел известен также тем, что на его основе можно завязать «король узлов» — беседоч­ный узел (см. рис. 76).

Польский узел (рис. 37).

Рис. 37. Польский узел

 

Его можно рекомендовать для связывания тонких тросов. Он находит широкое примене­ние в ткацком деле и считается надежным узлом.

Шкотовый узел (рис. 38).

 

А Рис. 38. Шкотовый узел

 

 

Свое название он получил от слова «шкот» — снасть, которой управляют парусом, рас­тягивая его за один нижний угол, если он косой, и одно­временно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шко­ты носят названия того паруса, к которому они прикрепля­ются. Например, фока-шкот и грота-шкот — снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса — фок и грот со­ответственно. Марса-шкоты служат для постановки марсе­лей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кли­вера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел при­менялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон пару­са серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение — надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не пор­тит троса.

Принцип этого узла заключается в том, что тонкий хо­довой конец проходит под коренным и при тяге прижима­ется им в петле, образованной более толстым тросом. При­меняя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.

Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Брам-шкотовый узел (рис. 39).

 

   

А Рис. 39. Брам-шкотовый узел

 

 

Так же, как и шкото­вый узел, свое название он получил от наименования снас­ти — брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты ниж­них парусов, то брам-шкотовым узлом ввязывают брам- шкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы.

Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды.

Во времена парусного флота брам-шкотовый узел нахо­дил широкое применение при работе со снастями. Он при­менялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им ввязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев.

Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синте­тических тросах равной толщины.

Докерский узел (рис. 40).

 

Рис. 40. Докерский узел (справа внизу — другой вариант узла)

 

 

В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая не­обходимость всегда есть во время швартовки судна к при­чалу, когда с палубы нужно подать один или сразу не­сколько швартовных концов. Существует несколько спосо­бов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них — приме­нение докерского узла.

Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тон­кий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Скорняжный узел (рис. 41).

 

Рис. 41. Скорняжный узел:

первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

 

Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема гово­рит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересеченных концов и компактен (рис. 41, а). Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитан­ный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыбо­ловных лесок. На рис. 41, б показан второй способ его вязки.

Лиановый узел (рис. 42).

Этот узел, хотя и не получил распространения на флоте, относится к числу оригиналь­ных и надежных узлов для связывания тросов. Он уника­лен тем, что при очень простом переплетении каждого кон­ца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагруз­ки на трос — достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпа­ется. Он не скользит на синтетической леске и может с ус­пехом применяться рыболовами.

 

Рис. 42. Лиановый узел

Рис. 43. Охотничий узел

 

Охотничий узел (рис. 43).

Изобретение английским вра­чом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хантеру па­тент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески.

По существу охотничий узел представляет собой удач­ное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать но­вый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает «охот­ник», здесь этот узел назван охотничьим.

 

Обновлено 13.03.2016 14:17