Штаб на связи!

Telephone number of 1 +7 (3952) 25-16-17
Telephone number of 1 +7 (3952) 76-75-54
Telephone number of 1 +7 (3952) 72-87-44

Голосования

На какую смену в лагере вы хотели бы попасть больше всего?
 



Полезные товары

р.3 300.00

Незатягивающиеся
Затягивающиеся узлы PDF Печать E-mail
Автор: Андрей Марков   
11.02.2011 04:44

Самозатягивающийся узел (рис. 44).

Рис. 44. Самозатягивающийся узел

Из всех прими­тивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется «проще не придумаешь». К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может вы­скользнуть из-под коренного конца троса.

Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз нахо­дится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в скла­дах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызу­нов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45).

Рис. 45. Самозатягивающийся узел с полуштыком

 

Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полу­штыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Коровий узел (рис. 46).

Рис. 46. Коровий узел

 

 

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (пере­вернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепле­ния с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют  при натягивании веревки для ограждений.

Глухая петля (рис. 47).

 

Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его на­зывают бирочным узлом, так как им очень удобно пользо­ваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для об-тягивания горловины мешка при его завязывании.

Выбленочный узел (рис. 48).

 

                           

А Рис. 48. Выбленочный узел:

а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завя­занных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затя­гивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удо­бен для прикрепления тросов к предметам, имеющим глад­кую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обно­сить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натя­нуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмен­та на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.

Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмирал­тейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Задвижной штык (рис. 49).

                                

Рис. 49. Задвижной штык

 

 

На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два — с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет на­правлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга — там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходи­лось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижно­го штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязыва­лись фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под на­грузкой и не любит резких, ослаблений.

«Констриктор» (рис. 50).

       

А Рис. 50. «Констриктор»

 

 

«Боа констриктор» — это зоо­логическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жерт­ву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из са­мых сильно затягивающихся узлов. В то же время он счи­тается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть сверну­тый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить ее в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой «кон­стриктором». Его концы прикрепить к гаку или грузовому "' шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью «констриктора» накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Двойной «констриктор» (рис. 51).

 

Рис. 51. Двойной «констриктор»

 

 

Хотя этот узел слож­нее только что описанного, но затягивается он еще силь­нее. Он, как и одинарный «констриктор», считается неза­менимым затягивающимся узлом в быту.

Питонов узел (рис. 52).

 

Как питон почти ничем не от­личается от удава, так и этот узел не имеет особых отли­чий от «констриктора». По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и «констриктор». Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с по­мощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при со­оружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Шахтерский узел (рис. 53).

Прост, оригинален и наде­жен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо дер­жит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

 

         Рис. 53. Шахтерский узел                                 рис. 54. Пикетный узел

Пикетный узел (рис. 54).

Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть приме­нен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил от того, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел (рис. 55).

Само название уже свиде­тельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала- Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

 

       Рис. 55. Гафельный узел                                            Рис. 56. Лисельный узел

 

Лисельный узел (рис. 56).

На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных де­ревьях — лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуро-вывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно восполь­зоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Фаловый узел (рис. 57).

Рис. 57. Фаловый узел

 

 

На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался «грот-марсель» на грот-мачте или «фор-марсель» на фок-мачте. Снасти, кото­рой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса -фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фа-ловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.

Щучий узел (рис. 58).

Он так же, как и два предыду­щих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фало-вого узла.

                    Рис. 58. Щучий узел                                          Рис. 59. Верблюжий узел

Верблюжий узел (рис. 59).

Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удиви­тельным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел (рис. 60).

 

 

Рис. 60. Стопорный узел

 

При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выпол­няется с помощью другого троса, прикрепляемого стопор­ным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют «под себя».

Качельный узел (рис. 61).

Рис. 61. Качельный узел

 

При устройстве своими сила­ми качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельно­го сооружения.

Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Зигзаговый узел (рис. 62).

Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходо­вой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в дру­гую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в ос­новном применяется для утягивания и закрепления высо­кого штабеля груза в открытом кузове грузового автомоби­ля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их прежде всего необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной верев­ки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Рис. 62. Зигзаговый узел        Рис. 63.  Паловый узел       Рис. 64. Битенговый узел

Паловый узел (рис. 63).

Этот нехитрый узел очень удо­бен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинуть сверху на пал.

Битенговый узел (рис. 64).

Он также служит при швар­товке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое пет­лей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю пере­кручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

Удавка с полуштыками (рис. 65).

                    

 

А Рис. 65. Удавка:

схема вязки; б — вязка удавки с полуштыками

Лет сто назад в па­русном флоте без этого узла выполнение многих корабель­ных работ было бы просто немыслимо.

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и те­леграфные столбы. Этот же узел использовался для крепле­ния коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и дру­гих снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применя­лась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках на­звание этого узла «лесной узел» или «бревенчатый узел».

Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно про­пускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону 70

зажимаемого предмета. После того как петля обнесена хо­довым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время удав­ку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос пре­кращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую тру­бу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные при­способления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середи­ны бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, -составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимае­мого предмета, с которого будет тяга, и делают два полу­штыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреп­лен (рис. 65, б). Слабина троса между удавкой и полушты­ками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв пред­мет краном, его лучше за один прием, не опуская на зем­лю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их сле­дует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.