Штаб на связи!

Telephone number of 1 +7 (3952) 25-16-17
Telephone number of 1 +7 (3952) 76-75-54
Telephone number of 1 +7 (3952) 72-87-44

Голосования

На какую смену в лагере вы хотели бы попасть больше всего?
 



Полезные товары

р.50.00
р.30.00
Вы экономите: р.20.00

Для утолщения троса
Узлы для утолщения троса PDF Печать E-mail
Автор: Андрей Марков   
11.02.2011 04:36

Простой узел (рис. 1).

Это самый простой из всех изве­стных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимо­сти от того, как он завязан, простой узел может быть ле­вым (рис. 1, а) или правым (рис. 1,6).

Рис. 1. Простой узел:

а — левый; б — правый

 

Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К не­му как нельзя лучше подходит русская народная послови­ца: «Не велик узелок, да крепко затянут».

Этот узел, как ни один другой, портит трос, так как сильно его изгибает. Если, например, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский или какой-либо другой) трос, на котором остался неразвя­занный простой узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, причем в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, чем прочность такого же троса, на котором узла не было.

Тем не менее на флоте простой узел издавна находил применение. При работе с растительными тросами он слу­жил временным средством для предотвращения расплетания их каболок и прядей. Его также вязали через равные промежутки 20—30 сантиметров на наклонных пертах бушприта и утлегаря, чтобы ноги матросов не скользили при работе с передними косыми парусами. Простым узлом с успехом пользовались для крепления деревянных балясин на временных штормтрапах. Этим узлом рыбаки некоторых стран брали так называемый «испанский риф»: завязывали верхний угол кливера, чтобы уменьшить его площадь. Вот, пожалуй, и все случаи использования простого узла моря­ками в прошлом.

 

Простой узел может оказаться полезным и в быту. Иногда человек попадает в беду: при пожаре, чтобы спасти жизнь, он из полос простыней связывает узлами веревку. Обычно в таком случае применяют прямой или бабий узел (см. ниже рис. 25, 23). Применяя последний, на концах по­лосы из простыни нужно завязывать по простому узлу. Это даст гарантию, что бабий узел не развяжется под тяжестью

человека, который будет спускаться по связанной веревке из окна.

Простой узел всегда применяют для завязывания на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, и для предотвращения расплетания конца веревки, если че­ловек не знает, как наложить марку. Простой узел, не­смотря на свою примитивность и свойство сильно затяги­ваться, является составным элементом многих узлов, о ко­торых мы расскажем позже.

 

«Кровавый» узел (рис. 2).

От простого узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части тро­са. Это почти вдвое увеличивает размеры узла.

Древние жители Перу — инки — пользовались подоб­ными узлами с разным числом шлагов в изобретенном ими узелковом письме. Завязывая узлы на веревках определен­ного цвета и с числом шлагов внутри каждого узла от од­ного до девяти, они вели счет до пятизначного числа.

Существуют два способа вязки таких узлов. Если число шлагов не превышает трех, их делают ходовым концом троса внутрь петли (рис. 2, а), а если оно больше, то шла­ги делают вокруг коренной части троса и ходовой конец пропускают внутрь (рис. 2, б).

Рис. 2. «Кровавый» узел:

а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

С далеких времен парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались «крова­выми». В реестре наказаний матросов военных флотов про­шлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались «кошками». Они пред­ставляли собой сплетенную из пенькового троса плетку, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще — де­вять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. «Кошки» подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжелыми. Ими секли за кражу.

При наказании «кошкой» провинившегося матроса при­вязывали за кисти рук к решетчатому люку, который вер­тикально ставили на шканцах, или к стволу пушки. Как правило, при этом вдоль обоих бортов выстраивали всю ко­манду корабля и боцман (или его помощник) под барабан­ный бой наносил удары «кошкой» по голой спине наказуе­мого. Число ударов исчислялось дюжинами. В зависимости от проступка матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара на спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы, туго за­тянутые на концах косичек «кошки», прорезали кожу (от­сюда и название узла). После первой дюжины ударов окро­вавленные косички «кошки» слипались в один жгут и уда­ры становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали в состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, Бри­танское адмиралтейство в середине XVII века издало хан­жеский приказ: после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был разъединить слипшиеся от крови ко­сички «кошки». Эта процедура носила название «расчесать кошку». Она повторялась после каждой дюжины ударов. Но даже самые выносливые матросы не могли выдержать шести дюжин ударов, теряли сознание от боли и погибали.

В современном английском языке сохранилось идиома­тическое выражение «То scratch the cat» — «расчесать кошку», которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение «облегчить страдание».

В наши дни «кровавый» узел утратил свое назначение и находит другое применение как в быту, так и в различных профессиях, например, в портняжном и в переплетном де­ле для утолщения конца нити.

 

 

Восьмерка (рис. 3).

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятков других, более сложных узлов различного назначения.

 

А Рис. 3. Восьмерка

В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В от­личие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг корен­ного и затем пропустить в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же.

В повседневной жизни восьмерка находит широкое при­менение. Прежде всего она очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в деревянной рукоятке веревочного стартера подвесного мотора.

Этот узел можно применить для веревочных ручек дере­вянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к дет­ским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачь­его поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инстру­ментов.

 

Стивидорный узел (рис. 4).

Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же способом, но с той лишь раз­ницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на ко­ренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потя­нуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу.

 

 

Рис. 4. Стивидорный узел

 

Название этого узла — американского происхождения. Оно впервые появилось в толковом словаре английского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря за­имствовали его из руководства по вязке узлов, выпущенно­го американской канатной фирмой «Стивидор роупс».

 

 

Юферсный узел (рис. 5).

Этот старинный морской узел во времена парусного флота применялся для натягивания вант с помощью тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтобы последний задержать в отверстии юферса. На схеме даны два способа его вязки. Первый спо­соб (рис. 5, а), основанный на простом узле, предусматри­вает ввод ходового конца в петлю снизу между коренным и ходовым концами с последующим пропуском его под себя. Второй способ вязки юферсного узла (рис. 5, б) предусмат­ривает завязывание восьмерки и протаскивание обоих кон­цов в соответствующие ее петли, как это показано двумя стрелками.

       

 

Рис. 5. Юферсный узел:

а первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

Особенность юферсного узла в том, что его сравнитель­но легко развязать даже в том случае, если он сильно за­тянут.

 

 

Устричный узел (рис. 6).

Несмотря на свое название, этот узел, как и восьмерка, благодаря своей симметрии, с успехом применяется музыкантами для крепления на кол­ках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкаль­ных инструментов. По своим размерам затянутый устрич­ный узел намного больше восьмерки, и поэтому его ис­пользуют в тех случаях, когда отверстия на колках по ка­ким-либо причинам больше, чем нужно для той или иной струны.

У этого узла есть одна особенность завязывания: он за­тягивается в два приема (рис. 6, а). Сначала завяжите бе­гущий простой узел (см. ниже рис. 82) и затяните его. Пропустив ходовой конец троса в петлю, еще раз затяните узел. Если устричный узел затягивать в один прием, то он формируется неправильно.

На рис. 6, б показана схема устричного узла, свидетель­ствующая о его симметричности. В таком виде он может служить неплохим декоративным узлом-орнаментом для отделки женского платья или рисунком для вышивания.

Рис. 6. Устричный узел:        

  а — схема вязки;   б — узел-орнамент

 

 

 

Многократная восьмерка (рис. 7).

Представьте себе, что вам необходимо обвязать веревкой большую картонную коробку, тюк или старый чемодан. Сделав это, вы обнару­жили, что полтора метра веревки остались неиспользован­ными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг той ее части, 22 за которую вам предстоит нести этот груз, многократной восьмеркой вы не только укоротите веревку, но и сделаете удобную ручку для этой ноши.

Узел «многократная восьмерка» может быть применен во всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его дли­ны из работы, если есть опасение, что он оборвется. Много­кратная восьмерка — неплохая ручка и для собачьего по­водка и для веревки детских санок.

Рис. 7. Многократная восьмерка

 

Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его за­вязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предыдущему. Если вам потребуется потом использовать всю длину веревки, многократную восьмерку нетрудно раз­вязать. Как бы сильно она ни была затянута, веревки этот узел не испортит.

 

Рис. 8. «Пожарная лестница»

 

«Пожарная лестница» (рис. 8).

В повседневной деятель­ности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, по­жарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами — утолщения на нем, впле­тенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спу­ститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему ко­нец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт чело­века будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».

 

Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вя­жутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективно­стью, но требует навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования опреде­ленного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьми­те в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15—20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же ка­лышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончи­кам остальных. Точно таким же образом сделайте 5—7 ка­лышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас полу­чится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно сни­мите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплю­щился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. За­гнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяни­те за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответ­ствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности.

Описанным способом узлы можно быстро завязать, за­крепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимо­сти спуститься по веревке вниз (например, в случае по­жара).

Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застряв­ший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, го­товые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, за­вяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

 

Обновлено 13.03.2016 14:17