Штаб на связи!

Telephone number of 1 +7 (3952) 25-16-17
Telephone number of 1 +7 (3952) 76-75-54
Telephone number of 1 +7 (3952) 72-87-44

Голосования

На какую смену в лагере вы хотели бы попасть больше всего?
 



Полезные товары

р.150.00

Экскурсия на авиазавод PDF Печать E-mail
Автор: Администратор   
26.10.2016 16:30

21 октября 2016 года при содействии скаут-лидера отряда «Феникс» Вадима Чернова скауты отряда «Горизонт» посетили музей Иркутского авиационного завода. Эта экскурсия проводилась в рамках празднования 25-летнего юбилея  скаутской организации «Байкальский скаут».  Стоит вспомнить, что в рамках этого же юбилея отряд «Горизонт»  1 мая встречал на территории посёлка Белореченский скаутов из городов Иркутск, Шелехов, Ангарск и других населённых пунктов на празднике 1 костра.

Об экскурсии. Работники музея нам рассказали о его многолетней истории. Первые самолёты, а это были И-14, в небе над Иркутском появились в феврале 1935 года. Характерный для тех времен небольшой и «носатый» самолетик разработки конструкторской бригады Павла Сухого в составе КБ Туполева воплощал ряд передовых решений: это был цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной пилота и оригинальным, «рифленым» хвостовым оперением. Сам завод в то время назывался «Завод № 125 имени Сталина» (ныне ИАЗ – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»).  В музее мы увидели и модель этого самолёта и сам самолёт. За 77 лет Иркутским авиазаводом освоено 20 типов самолетов, выпущено около 7000 единиц авиатехники, часть из которых собирались только в Иркутске. Основной «тематикой» завода всегда оставалась боевая авиация.

Первыми самолетами, серийно выпускавшиеся на Иркутском авиазаводе массовым тиражом, стали «несущие крылья» предвоенного времени – двухмоторный скоростной бомбардировщик СБ разработки КБ Туполева (до 40-го года в обозначении советских самолетов не значилась фамилия конструктора). В течение 1936-40 годов было построено около тысячи экземпляров, на которых, кстати, впервые стали применять радиооборудование. Часть иркутских СБ участвовали в боевых действиях на реке Халхин-Гол, авиаполки для направления в эту «горячую точку» формировались прямо на территории завода.

Во время войны Иркутск в рекордно-короткие сроки освоил, построил и отправил на фронт сотни самолетов. И это были модели, значительно повлиявшие на ход войны: пикирующий бомбардировщик Пе-2 разработки КБ Петлякова, выпущенный здесь в количестве 730 штук, дальний истребитель Пе-3 бис, а также одна из основ авиаударной группировки нашей Армии – знаменитый дальний бомбардировщик Ил-4, коих Иркутск с 1942-го по 1944-ый годы собрал более 900 штук. Уже с 1950-го в Иркутске серийно выпускается первый самолет с турбореактивными двигателями – бомбардировщик-торпедоносец Ту-14, предназначенный для ВМС.

Однако настоящий взлет реактивной эпохи начался с производства в 1953-56 годах фронтового бомбардировщика Ил-28, вошедшего в историю как очень удачный самолет своего класса и своего времени. Не случайно он стал в те годы основой вооружения стран соцлагеря, а производился на пяти советских авиазаводах. И вновь Иркутск сыграл особую роль, поскольку в данной серии в том числе выпускал разведывательные модификации Ил-28Р, оснащавшиеся четырьмя «шпионскими» аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками. Кроме того, часть иркутских Ил-28 попали в состав северо-вьетнамских ВВС, то есть непосредственно воевали против американцев.

В самом начале 60-х Иркутский авиазавод «переходит» и на сверхзвуковые скорости: выпуском сначала сверхзвукового бомбардировщика Як-28, а позже – концептуально-нового истребителя МиГ-23 (учебно-боевой версии УБ), отличительной особенностью которого стали крылья изменяемой стреловидности. А с конца 70-х завод освоил и грозу для всей коалиции НАТО – ударный истребитель-бомбардировщик МиГ-27, оснащавшийся различными видами ракет и бомб, бронезащитой и лазерными прицелами. Его выпуск продолжался вплоть до начала «перестройки».

Параллельно, с конца 50-х, в Иркутске начинается производство и военно-транспортной авиации. Первым делом – четырехмоторного турбовинтового Ан-12, который мог брать до 20 тонн грузов. Именно в Иркутске началось опытное и серийное производство этого тяжелого транспортника, который отметился не только во многих «горячих точках», но и буквально в самых холодных: Ан-12, кроме всего, выполнял рейсы в Антарктику. Первый пробный перелет туда состоялся 15 декабря 1961 года – он длился 48 часов, с учетом 7 посадок на дозаправку. С тех пор такие перелёты стали регулярными.

В сентябре 1986 года в Иркутске был взят совершенно новый «потолок»: с аэродрома завода взмыл первый истребитель четвертого поколения Су-27 – так началась эра выдающихся многоцелевых самолетов семейства «Сухого», которые и поныне определяют образ современных ВВС России и лицо страны за рубежом. Для Иркутского авиазавода производство самолетов серии Су-27 и Су-30 не только символично (ведь первый собранный здесь в 1934-1935 годах истребитель был разработки как раз бригады Павла Сухого), но и связано с особыми событиями. Именно серьезный экспортный контракт на поставку «cушек» спас завод от разорения и гибели в период экономического хаоса 90-х.

Была и страшная трагедия: зимой 1997 года при взлете упал на жилые дома тяжелый транспортник «Руслан», перевозивший самолёты Су-27 для зарубежного заказчика. Мы побывали на месте этой страшной трагедии и поставили свечи в храме, построенном на месте этой трагедии, в память об погибших.  

На авиазаводе ведётся строительство и гражданских самолётов. В том числе в области малой авиации – это опытные работы по 4-местному самолету Як-112 и оригинальный проект автожира А002М разработки собственного Опытно-конструкторского бюро легкой авиации. В разработке этой машины принимал участие и выпускник нашей школы Александр Науменко. Но всё же первыми полетели большие самолёты.

В первую очередь – уже широко прославившийся самолет-амфибия Бе-200. Он был создан по заказу МЧС России. Из восьми построенных на данный момент экземпляров один самолёт приобрёл Азербайджан. Пять периодически работают за рубежом, где машину «отрывают с руками». Сейчас решается вопрос о возобновлении производства Бе-200 для пополнения авиапарка МЧС. Кроме того, уже несколько лет Иркутский авиазавод в рамках сотрудничества с корпорацией Airbus производит комплектующие для пассажирских лайнеров этой фирмы.

Самая масштабная и перспективная работа завода в гражданском направлении – это производство новейшего среднемагистрального самолета МС-21, совместной разработки ведущих КБ России. Новый самолет придет на смену ветерану Ту-154 и призван потеснить Boeing 737 и Airbus A320. Иркутский авиазавод, для которого это будет первый пассажирский самолет, должен сыграть ведущую роль в его продвижении. На 2015 год намечена постройка опытного образца, а с 2017-го начнется серийное производство, причем уже сегодня подписаны соглашения на поставку 250 самолётов, в том числе и для российских авиалиний.

Всё это мы узнали во время экскурсии по залам музея из рассказа его директора Елены Алексеевны Спириной. Её увлекательный рассказ о людях завода, делавших боевые машины в трудных условиях, учивших их летать, просто завораживал. А когда мы оказались на площадке натурных образцов, то это было что-то невероятное. Нам разрешили прикоснуться к настоящей боевой технике, которую мы видели в только военных хрониках - как Великой Отечественной войны, так и в современных военных хрониках из Сирии.

Милославский Артём, скаут  отряда «Горизонт».

 Фотогалерея: https://goo.gl/photos/jLY73oWFdvFDvWG87

Обновлено 26.10.2016 17:55
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить