Скаутинг в мире

110 лет назад, в 1907 году в Англии Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (основатель скаутского движения) собрал группу из 20 мальчиков на маленьком острове Браунси и провел первый скаутский лагерь. 
В 1908 году в Англии вышла книга Баден-Пауэлла “ Scouting for boys ”. Книга имела поразительный успех — по всей стране стали возникать скаутские группы. 
К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла “параллельная” бойскаутам организация девочек и девушек — “герл-гайдов”. 
На сегодняшний день в мире насчитывается более 40 миллионов скаутов в более чем 200 странах.

Скаутинг в России

В России книга «Scouting for boys» была переведена и напечатана в 1908 под названием «Юный разведчик». В 1909 году молодой офицер Олег Иванович Пантюхов собирает первый патруль «Бобер» в Павловске под Петербургом, с тех пор 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России. 
В 1910 году Петербург посещает сэр Роберт Баден-Пауэлл, его лично принимает Император Николай II. К моменту Октябрьской революции 1917 года в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов-разведчиков.

Революция расколола скаутское движение. Большинство скаутских руководителей, оставшихся в живых, были вынуждены покинуть Родину. Их стараниями за пределами России была создана организация российских скаутов. Оставшиеся в России скаутские руководители были вынуждении прекратить скаутскую деятельность и преследовались государством. Создаваемая пионерская организация частично заимствовала атрибуты и методику скаутинга, а также опыт согласившихся работать «по-новому» скаутских руководителей.

Современный российский скаутинг

Скауты вновь появились в России после многолетнего перерыва в 1990 году. Помощь при этом оказывали как различные зарубежные скаутские организации — ОРЮР и НОРС (русские скауты в эмиграции), так и всемирные скаутские организации скаутов и девочек-скаутов.
Возрождение скаутинга в Иркутске отстало от общероссийских процессов на год, но шло по традиционному пути. В октябре 1991 года (30 октября иркутскими скаутами празднуется как день возрождения) впервые встретились люди, заинтересованные в поиске новых нетрадиционных форм работы с детьми. Это были студенты, преподаватели школ, работники домов детского творчества: Алексей Васильков, Андрей Тепляшин, Ольга Ефименко, Андрей Сергиенко, Анна Шободоева, Сергей Левашов.  22 января 1992 года было зарегистрировано «Общество возрождения российского скаутинга в Иркутской области», которое объединило всего 6 отрядов. Общество набирало силу, росло количество новых отрядов и лидеров, были налажены хорошие контакты с областными и городскими властями. В результате создались возможности для возникновения Ассоциации «Байкальский скаут» (25 мая 1992 года), которая на 1 января 1995 года объединяла уже 18 отрядов на территории области.  Внутри ФСР  также было создано Братство православных скаутов,  Лига девочек-скаутов.                       

Цель скаутского движения

Цель Скаутинга, определяющая содержание его деятельности, заключается в том, чтобы "через участие скаутов в местных, национальных и междуна­родных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общест­венного и духовного потенциала". Такое определение отражает ведущий принцип воспитания - все составляющие человеческой личности, а именно, физические, психические, интеллектуаль­ные, общественные и духовные качества всегда развиваются во взаимодействии.

Скаутинг включает множество факторов, способству­ющих наиболее полному становлению индивида. Но это не означает, что он заменяет семью, школу, религию и другие социальные институты воспита­ния, он лишь дополняет воспитательную деятель­ность названных институтов. Скаутинг имеет особое значение в формировании концепции обязанностей гражданина общества. Эта цель является фундаментальной и ее надо понимать в широком смысле: каждая личность должна быть прогрессивной, индивидуальной. В то же время каждый человек - это всеобъемлющая часть общества, это часть политической структуры района, области, страны и т.д., абсолютное выраже­ние которых есть суверенитет родины и перед которыми личность несет ответственность.

Принципы скаутского движения

Фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характе­ризует любого члена Скаутского Движения.

Три фундаментальных принципа Скаутинга высту­пают как закон для каждого, и позиция каждого скаута - это:

  • долг перед Богом,
  • долг перед другими,
  • долг перед собой.

Первый указывает на духовное содержание жизни личности, второй - отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий - обязанности личности перед самим собой.

Долг перед Богом

Этот принцип определяется в Скаутском Движении как "приверженность духовным ценностям, верности религии, принятие вытекающих из этого обязан­ностей" и относится к любой религии.

Долг перед другими

В данном принципе сконцентрированы основные позиции Скаутинга, и прежде всего речь идет об ответственности личности перед обществом в самых различных аспектах. Долг перед другими определяется как "...верность своей стране, участие в жизни общества с приз­нанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что в конечном счете гарантирует сохранение целост­ности всего мира".

Долг перед собой

Этот принцип можно определить как "ответствен­ность за собственное развитие". Скаутинг предпо­лагает, что молодые  ответственны за совершенство­вание своих собственных способностей. Скаутское Движение как воспитательное движение сориентировано на оказание помощи юному человеку в раскрытии его потенциала - процесс, который мы называем развитие личности.

С момента зарождения Скаутинга все основные и наиболее важные принципы Движения формулировались в Обещании и Законе, излагались в доступной и привлекательной форме, их имели и имеют все Скаутские Ассоциации. Каждая Национальная Ассоциация заботится о том, чтобы Закон и Обещание были сформулированы современным языком, адекватным культурным тради­циям и общественному развитию данной страны, при этом обязательно сохранили полное соответствие Фундаментальным принципам Скаутского Движения. Скаутский лидер, как и каждый скаут, должен бесп­рекословно принимать Закон и Обещание и руковод­ствоваться ими в своей личной жизни и в работе со скаутами.

Скаутское Обещание

 Честным словом обещаю сделать все от меня зависящее, чтобы выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать людям и жить по законам скаутов.

Скаутские законы:

  1. Скаут верен Богу, предан Родине и почитает своих родителей.
  2. Скаут честен и правдив..
  3. Скаут помогает ближнему. 
  4. Скаут исполняет требования своих родителей и начальников.
  5. Скаут – друг всем и брат всякому другому скауту.
  6. Скаут трудолюбив и настойчив.
  7. Скаут бережлив и уважает чужую собственность.
  8. Скаут – друг природы.Скаут вежлив.
  9. Скаут чист в мыслях, словах и делах.
  10. Скаут весел и никогда не падает духом.
  11. Скаут скромен.