21 октября 2016 года при содействии скаут-лидера отряда «Феникс» Вадима Чернова скауты отряда «Горизонт» посетили музей Иркутского авиационного завода. Эта экскурсия проводилась в рамках празднования 25-летнего юбилея  скаутской организации «Байкальский скаут».  Стоит вспомнить, что в рамках этого же юбилея отряд «Горизонт»  1 мая встречал на территории посёлка Белореченский скаутов из городов Иркутск, Шелехов, Ангарск и других населённых пунктов на празднике 1 костра.

Об экскурсии. Работники музея нам рассказали о его многолетней истории. Первые самолёты, а это были И-14, в небе над Иркутском появились в феврале 1935 года. Характерный для тех времен небольшой и «носатый» самолетик разработки конструкторской бригады Павла Сухого в составе КБ Туполева воплощал ряд передовых решений: это был цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной пилота и оригинальным, «рифленым» хвостовым оперением. Сам завод в то время назывался «Завод № 125 имени Сталина» (ныне ИАЗ – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»).  В музее мы увидели и модель этого самолёта и сам самолёт. За 77 лет Иркутским авиазаводом освоено 20 типов самолетов, выпущено около 7000 единиц авиатехники, часть из которых собирались только в Иркутске. Основной «тематикой» завода всегда оставалась боевая авиация.

Первыми самолетами, серийно выпускавшиеся на Иркутском авиазаводе массовым тиражом, стали «несущие крылья» предвоенного времени – двухмоторный скоростной бомбардировщик СБ разработки КБ Туполева (до 40-го года в обозначении советских самолетов не значилась фамилия конструктора). В течение 1936-40 годов было построено около тысячи экземпляров, на которых, кстати, впервые стали применять радиооборудование. Часть иркутских СБ участвовали в боевых действиях на реке Халхин-Гол, авиаполки для направления в эту «горячую точку» формировались прямо на территории завода.

Во время войны Иркутск в рекордно-короткие сроки освоил, построил и отправил на фронт сотни самолетов. И это были модели, значительно повлиявшие на ход войны: пикирующий бомбардировщик Пе-2 разработки КБ Петлякова, выпущенный здесь в количестве 730 штук, дальний истребитель Пе-3 бис, а также одна из основ авиаударной группировки нашей Армии – знаменитый дальний бомбардировщик Ил-4, коих Иркутск с 1942-го по 1944-ый годы собрал более 900 штук. Уже с 1950-го в Иркутске серийно выпускается первый самолет с турбореактивными двигателями – бомбардировщик-торпедоносец Ту-14, предназначенный для ВМС.

Однако настоящий взлет реактивной эпохи начался с производства в 1953-56 годах фронтового бомбардировщика Ил-28, вошедшего в историю как очень удачный самолет своего класса и своего времени. Не случайно он стал в те годы основой вооружения стран соцлагеря, а производился на пяти советских авиазаводах. И вновь Иркутск сыграл особую роль, поскольку в данной серии в том числе выпускал разведывательные модификации Ил-28Р, оснащавшиеся четырьмя «шпионскими» аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками. Кроме того, часть иркутских Ил-28 попали в состав северо-вьетнамских ВВС, то есть непосредственно воевали против американцев.

В самом начале 60-х Иркутский авиазавод «переходит» и на сверхзвуковые скорости: выпуском сначала сверхзвукового бомбардировщика Як-28, а позже – концептуально-нового истребителя МиГ-23 (учебно-боевой версии УБ), отличительной особенностью которого стали крылья изменяемой стреловидности. А с конца 70-х завод освоил и грозу для всей коалиции НАТО – ударный истребитель-бомбардировщик МиГ-27, оснащавшийся различными видами ракет и бомб, бронезащитой и лазерными прицелами. Его выпуск продолжался вплоть до начала «перестройки».

Параллельно, с конца 50-х, в Иркутске начинается производство и военно-транспортной авиации. Первым делом – четырехмоторного турбовинтового Ан-12, который мог брать до 20 тонн грузов. Именно в Иркутске началось опытное и серийное производство этого тяжелого транспортника, который отметился не только во многих «горячих точках», но и буквально в самых холодных: Ан-12, кроме всего, выполнял рейсы в Антарктику. Первый пробный перелет туда состоялся 15 декабря 1961 года – он длился 48 часов, с учетом 7 посадок на дозаправку. С тех пор такие перелёты стали регулярными.

В сентябре 1986 года в Иркутске был взят совершенно новый «потолок»: с аэродрома завода взмыл первый истребитель четвертого поколения Су-27 – так началась эра выдающихся многоцелевых самолетов семейства «Сухого», которые и поныне определяют образ современных ВВС России и лицо страны за рубежом. Для Иркутского авиазавода производство самолетов серии Су-27 и Су-30 не только символично (ведь первый собранный здесь в 1934-1935 годах истребитель был разработки как раз бригады Павла Сухого), но и связано с особыми событиями. Именно серьезный экспортный контракт на поставку «cушек» спас завод от разорения и гибели в период экономического хаоса 90-х.

Была и страшная трагедия: зимой 1997 года при взлете упал на жилые дома тяжелый транспортник «Руслан», перевозивший самолёты Су-27 для зарубежного заказчика. Мы побывали на месте этой страшной трагедии и поставили свечи в храме, построенном на месте этой трагедии, в память об погибших.  

На авиазаводе ведётся строительство и гражданских самолётов. В том числе в области малой авиации – это опытные работы по 4-местному самолету Як-112 и оригинальный проект автожира А002М разработки собственного Опытно-конструкторского бюро легкой авиации. В разработке этой машины принимал участие и выпускник нашей школы Александр Науменко. Но всё же первыми полетели большие самолёты.

В первую очередь – уже широко прославившийся самолет-амфибия Бе-200. Он был создан по заказу МЧС России. Из восьми построенных на данный момент экземпляров один самолёт приобрёл Азербайджан. Пять периодически работают за рубежом, где машину «отрывают с руками». Сейчас решается вопрос о возобновлении производства Бе-200 для пополнения авиапарка МЧС. Кроме того, уже несколько лет Иркутский авиазавод в рамках сотрудничества с корпорацией Airbus производит комплектующие для пассажирских лайнеров этой фирмы.

Самая масштабная и перспективная работа завода в гражданском направлении – это производство новейшего среднемагистрального самолета МС-21, совместной разработки ведущих КБ России. Новый самолет придет на смену ветерану Ту-154 и призван потеснить Boeing 737 и Airbus A320. Иркутский авиазавод, для которого это будет первый пассажирский самолет, должен сыграть ведущую роль в его продвижении. На 2015 год намечена постройка опытного образца, а с 2017-го начнется серийное производство, причем уже сегодня подписаны соглашения на поставку 250 самолётов, в том числе и для российских авиалиний.

Всё это мы узнали во время экскурсии по залам музея из рассказа его директора Елены Алексеевны Спириной. Её увлекательный рассказ о людях завода, делавших боевые машины в трудных условиях, учивших их летать, просто завораживал. А когда мы оказались на площадке натурных образцов, то это было что-то невероятное. Нам разрешили прикоснуться к настоящей боевой технике, которую мы видели в только военных хрониках - как Великой Отечественной войны, так и в современных военных хрониках из Сирии.

Милославский Артём, скаут  отряда «Горизонт».

 Фотогалерея: https://goo.gl/photos/jLY73oWFdvFDvWG87

В конце июля - начале августа этого года скауты отряда «Горизонт» совершили восхождение на пик Бабха, который находится в хребте Хамар-Дабан на территории Иркутской области. Это уже вторая попытка восхождения скаутов на этот пик. В прошлом (2015) году попытка восхождения на эту вершину через ручей Медвежий и цирк под пиком Порожистый не удалась из-за неблагоприятных погодных условий.

С пиком Бабха связан мрачный эпизод в истории туризма. 3 мая 1985 года на спуске с вершины на склоне пика Бабха в снежной лавине погибли 17 студентов Иркутского пединститута. Об этом трагическом происшествии свидетельствует установленный на гребне памятный обелиск. В год 30-летия этого трагического события мы планировали в знак памяти сделать восхождение на эту вершину, но у нас не получилось.

Восхождение этого года мы провели в год 25-летия Байкальского скаута и 40-летия своей Белореченской школы, поэтому оно посвящено этим славным юбилеям. Тем не менее, мы отдали долг памяти туристам, оставшимся там навечно, возложив букет лесных цветов к памятнику на вершине.

У пика Бабха, взметнувшегося двуглавой красивой вершиной в междуречье рек Бабха и Солзан, много других названий - Дружба, Обрывистый, Двуглавый. Последнее название Бабха закрепилось в спортивной среде и фигурирует на картах Иркутской области с отметкой 2061 метра как гора Голец Бабха.

В этом году мы поднимались к вершине по долине реки Бабха. Восхождение к озеру, которое лежит у подножья вершины, заняло у нас целый день. Сначала тропа идет по берегу реки, а потом круто поворачивает влево по склону, петляя между моренами, поднимаясь всё выше и выше к вершине. Если держаться этой тропы, то заблудиться невозможно. Тропа, в конечном итоге, после многочисленных поворотов выводит путника к озеру, на северо-западной оконечности которого находится стояночная поляна. Здесь мы разбили свой базовый палаточный лагерь.

Вблизи озеро очень красиво, особенно в солнечную погоду. Ярко-синяя поверхность воды, манящая своей чистотой и прозрачностью, каменистые островки у берега - всё это напоминает крымские пейзажи в миниатюре, но находится у нас в Прибайкалье. Берега озера в основном каменистые, прибрежной растительности немного, но на небольших участках альпийского луга встречаются кустики рододендрона золотистого и бадана, синие цветы горечавки и водосбора. У самой кромки воды обильно растёт дикий лук.

Восхождение на сам пик мы проводили во второй половине дня по широкому гребню между долинами рек Обрывистая и Бабха, самому простому для восхождения. Само восхождение на пик Бабха начинается от лагеря, с подъемом по склону на северо-западный гребень перед западной вершиной справа от контрфорса, подпирающего место стыка вершинного и северо-западного гребней. На этом контрфорсе лавина и унесла жизни 17 туристов.

По описаниям, подъем на западную вершину пика Бабха занимает два часа, спуск один час. Нас  же подъём занял чуть более трёх часов, учитывая, что вёл нас наверх руководитель отряда В. Коркин, которому уже 7-ой десяток лет.

От стоянки путь лежит через заросли кедрового странника, затем через обширнейшие луга с альпийской растительностью, которая постепенно сменяется каменистыми осыпями. Тропа на всём своем протяжении, особенно на каменной осыпи,  промаркирована небольшими каменными турами. При подходе к вершине мы увидели обелиск памятника. Подойдя к нему, чуть поодаль мы увидели пирамиду, венчающую саму вершину.  

В этот раз погода нам благоволила. Стояла тихая солнечная погода. Открывались изумительные виды на вершины хребта Хамар-Дабана, а на севере далеко внизу виднелись воды озера Байкал. Проведя на вершине около часа, мы начали спуск в наш «базовый лагерь». Путь назад у нас занял около полутора часов времени.

Весь следующий день мы провели у озера. Отдыхали, купались в озере, благо к началу августа вода прогрелась. Совершали небольшие вылазки по окрестностям озера. Во время одной из таких вылазок, в одной из расщелин мы обнаружили связку лавинных щупов, вероятно, оставленных со времён трагедии 1985 года.

Назад, к городу Байкальску, мы выбирались тем же путём, по которому и пришли к вершине. Там нас ждала маршрутка, которая доставила нас через 4 часа в посёлок. В этом походе участвовали: Юрышев Денис, Боровченко Михаил, Милославский Артём, Долгих, Максим, Толстых Максим, Мушаков Алексей, Мизенко Ваня, Михалёв Саша. Возглавлял нас Коркин Виктор Викторович.

Боровчено Михаил, скаут отряда ГОРИЗОНТ 

Фотогалерея: https://goo.gl/photos/F7FAmxH9kwQjmb3g6

​Уважаемые скаут-лидеры! Иркутская областная общественная организация детей и молодежи «Байкальский скаут» на протяжении 25 лет осуществляет свою работу по воспитанию подрастающего поколения, развитию скаутского движения в Иркутской области, принимает участие в проектах межрегионального и всероссийского уровня. ИОООДиМ «Байкальский скаут» реализует проекты по гражданско-патриотическому воспитанию, принимает участие в экологических и благотворительных акциях и занимается их организацией.

Деятельность «Байкальского скаута» невозможно было бы представить без Ваших усилий по развитию скаутского движения на территории региона.

В этом году наша организация отмечает 25-летний юбилей, в связи с чем запланировано проведение праздничных мероприятий.

Приглашаем Вас на торжественное открытие выставки "Байкальский скаут - 25 лет вместе!" в Иркутском областном краеведческом музее 28 октября в 16:30 по адресу: г. Иркутск, ул. 3 Июля, 21Б (130 квартал).

Кроме того, приглашаем Вас вместе с отрядами на торжественное празднование юбилея организации 30 октября в 15.00 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 24 (кинотеатр "Художественный").

 

Уважаемые скаутлидеры, классные руководители!

         Приглашаем Вас и ваших воспитанников провести байкальские выходные «Осенний скит». Вам хочется сплотить, сдружить ваш класс, отряд, коллектив? Хотите вместе с детьми отдохнуть на Байкале? Провести выходные с пользой? Научить детей чему-то новому? Тогда вам непременно к нам!

Место проведения: Большое Голоустное СТЦ (Скаутский тренировочный центр) «Странник»

Возраст: любой

Стоимость: 3600 р.

В программе:

  • Специальности: узлы, игротека, туризм, кулинария (будем учиться готовить вкусные блюда) и др.;
  • Подвижные игры на улице (командообразование);
  • Тренинг креативности (развивает логику);
  • Поход на гору Обзорную;
  • Вечерние мероприятия;
  • Поход на Байкал. 

О программе в целом. Насыщение программы может быть изменено из-за погодных условий. Также программу можем дополнить, изменить по вашим пожеланиям. Для участия в любой из программ вам потребуется: спортивная обувь (рекомендуем удобные ботинки и кроссовки), спортивная одежда, перчатки, головной убор. Вся экипировка должна быть удобна для занятий на улице.

О базе: Вместительность базы 45 человек. Двухэтажный деревянный дом, комнаты 4 и 6 местные. Душ, туалет, столовая, находятся в этом же здании. На территории базы есть: скалодром, пэйнтбольная площадка, велосипеды, две турполосы. Расстояние от базы до Байкала 3,5 км, 30-40 минут ходьбы пешком.

За отдельную плату предоставляется услуга игра «Пэйнтбол», час игры - 450 рублей с человека (комплект обмундирования + 25 шариков). Далее 1 шарик - 3 рубля.

         Заявки принимает администратор базы Мурыщенко Павел: 8 950 105-63-59

 Уважаемые скаут - лидеры!

Скаутский тренировочный центр "Странник" ждет Вас с Вашими отрядами для проведения выездных отрядных сборов.

Этой осенью мы предлагаем Вам программу "Школа скаута". Скаутинг помогает открыть пути формирования у ребенка умений и навыков, подготовить себя к выживанию собственными силами, собственной энергией дела, интеллектом, самодисциплиной и самоконтролем. Скаутские специальности - специально разработанные занятия для изучения не только теоретической, но и практической стороны выбранного дела в организованном тренировочном процессе.

В программу выезда "Школа скаута" включены базовые специальности, принятые на областной Конференции: скаутинг, пионеринг, кулинария, основы доврачебной помощи, туризм, ориентирование, узлы и игротека.

Мы предлагаем Вам выезд по следующей программе:

мероприятие время
пятница
Игра - тренинг "Мы вместе". Игровая программа, структурированная в соответствии с этапами формирования команды. 60 - 80 мин
Беседа-презентация "Формирование команды: секреты успеха" 30 мин
Интеллектуальная игра - викторина "Скаутские специальности" (игра, направленная на определение уровня знаний основных специальностей) 90 мин
Беседа у костра "Скаутский дух" (просмотр фильма, притчи, дискуссия....) 90 мин.
суббота
Зарядка (гимнастические упражнения, пробежка, подъем на гору, прогулка на берег Байкала (по договоренности)) 30 - 90 мин
Основы туризма. Организация бивуака на одной из стоянок лагеря. (заготовка дров, установка палатки, натягивание тента, костер) 180 мин
Кулинария. Приготовление обеда на костре. 120 мин
Тактическая игра на местности с захватом флага (пейнтбол) 40 мин
Работа с узлами (предназначение узлов, узлы в пионеринге, туристические переправы (в зависимости от подготовленности детей, пожелания лидера)) 120 - 180 мин
Занятие по истории скаутинга. Интеллектуальный КВЕСТ 120 мин
Беседа у костра "Скаутский дух" (просмотр фильма, притчи, дискуссия....) 90 мин.
воскресенье
Зарядка (гимнастические упражнения, пробежка, подъем на гору, прогулка на берег Байкала (по договоренности)) 30 - 90 мин
Укладка рюкзака. 40 мин
Основы доврачебной помощи (аптечка. кровотечение) 60 - 90 мин
Ориентирование на местности. Топознаки. Работа с картой или компасом (Поход на Байкал) 120 мин
Игра - рефлексия "Мои умения" (презентация о рефлексии, обратной связи; подведение итогов выезда, создание "лестницы роста" каждым участником выезда) 120 мин

Программа может быть дополнена и изменена с учетом пожеланий руководителя группы. 

По всем вопросам обращаться в Штаб-квартиру скаутов.